Лекотека
Актуальность проблемы специальной педагогической поддержки семьям, имеющим детей со специальными образовательными потребностями обусловлена тем, что одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный Государственный Стандарт (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) направлены на «обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования», «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».
В связи с этим в наш детский сад пришли дети с ограниченными возможностями здоровья и дети – инвалиды. Эти дети нуждаются в особом индивидуально – ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско – детского взаимодействия. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.
Педагоги нашего дошкольного учреждения столкнулись с проблемами, которые не могли решить самостоятельно. Особые трудности они испытывали в организации коррекционной работы с детьми, не зная, на что должна быть направлена коррекционно – развивающая деятельность в работе с конкретной проблемой ребёнка.
Поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям с ОВЗ стал причиной необходимости создания специальной модели работы с такими детьми в условиях ДОУ, направленную:
- на максимальное всестороннее развитие ребёнка в соответствии с его возможностями;
- коррекцию его психофизических недостатков;
- актуальное включение в окружающую социальную среду;
- подготовку к школьному обучению.
Такой моделью в нашем дошкольном учреждении стала Лекотека, созданная 01.09.2014 года в рамках инклюзивного образования для детей, посещающих данное учреждение и по обращениям родителей детей с ОВЗ и детей – инвалидов, нуждающихся в психолого – педагогической помощи, непосещающих дошкольное учреждение. Технология воспитания и обучения в рамках созданной модели характеризуется личностно – ориентированным подходом к ребёнку, использованием таких видов психолого – педагогической деятельности, как поддержка, помощь, адаптация, коррекция и развитие.
Основными задачами деятельности Лекотеки являются:
- психолого-педагогическое обследование детей от 2 до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей);
- подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка;
- обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии, и пользованию средствами Лекотеки;
- проведение профилактических и коррекционных занятий средствами игры у детей от 2 до 7 лет с нарушениями развития;
- поддержка инициатив родителей (законных представителей) в области организации программ взаимодействия семей, обслуживаемых Лекотекой;
- помощь родителям (законным представителям) в подборе средств общения с ребенком.
Система обучения и воспитания детей в инклюзивной среде подстраивается под образовательные потребности каждого ребёнка. В инклюзивном подходе заложена необходимость менять образовательную ситуацию, создавать новые формы организации образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей. В связи с этим повышается значение взаимодействия педагогов и специалистов Лекотеки. Команда специалистов Лекотеки состоит:
- руководитель Лекотеки;
- старший воспитатель;
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физической культуре;
- педагог дополнительного образования;
-дефектолог.
Одним из важных условий организации инклюзивного процесса является командная работа педагогического коллектива. Такое командное взаимодействие определяется как межпрофессиональное сотрудничество, направленное на выработку и реализацию единой стратегии развития ребёнка с ОВЗ и организацию поддержки его семьи.